Храмы Новооскольского района


История и тайны Новооскольских храмов

Мы снова отправились в Новооскольский район, но в этот раз решили взглянуть на него с другой стороны…

Помните, у наших бабушек был такой угол, где за вручную вышитыми занавесочками висели старые-старые иконы, и на тоненькой цепочке качалась лампадка? И обязательно была такая икона, которую время ни капельки не пожалело. Изображение то ли стёрлось, то ли выцвело, но её бабушка чтила и уважала больше всех. А ещё она часто зажигала тоненькие свечки и долго что-то шептала. Особенно в те ночи, когда мы болели.

У большинства из нас бабушки – глубоко верующие люди. А вы? Часто ли современная молодёжь ходит в церковь? Не в великий праздник, как Рождество Христово или Крещение, а просто так, чтобы помолиться, мысленно поговорить с Богом?

Белгородскую область можно назвать одним из центров духовной культуры. Здесь насчитывается более 220 храмов. Старые, с многовековой историей, разрушенные и отреставрированные, недавно построенные, деревянные и каменные. Все имеют своего святого покровителя. Каждое село, где есть церковь, гордится этим. Так и в Новооскольском районе.

Храм в Беломестном

Район насчитывает около 30 населённых пунктов. Во многих сёлах, и в городе тоже, есть храм. Столетия назад селяне строили церкви за «мирские» средства. Верующим людям было необходимо духовное место. Так, в одном из сёл района, в Беломестном, в 1807 году был построен Свято-Троицкий храм. Рядом находилась церковно-приходская школа, в которой священник обучал ребятишек. Храм был главным убежищем для прихожан. Сколько бед и лишений пришлось вытерпеть народу. И всегда его двери были открыты, кроме 30-х годов – во времена жёсткого отношения государства к религии, когда проводилась активная антирелигиозная пропаганда и борьба с религиозными организациями. Эта политика коснулась Беломестненской церкви в 1932 году. Во дворе в огромном костре горели иконы XVII-XVIII века, церковные книги. В 1958 году председателю сельского совета пришёл приказ снять кресты. Храм закрыли, превратив в зернохранилище. Помещения, более подходящего и просторного, в селе не нашли. С тех пор в нём не звучало пение церковного хора, не горели свечи, и не пахло ладаном. Об этом помнят только обшарпанные стены и еле сохранившиеся лики святых и ангелов.

На месте, где сейчас находится каменная церковь, стояла деревянная. Когда казаки заселяли здешние земли, в первую очередь построили деревянный храм. В документе «Роспись церквей города Царёва-Алексеева 1651-54 годы» написано: «В Царёве-Алексееве городе: Соборная церковь Успения Пресвятой Богородицы <…>, да за городом в слободах приходских церквей: у детей боярских – церковь Архангела Михаила, у неё поп, у казаков Елецких – церковь Рождества Христова, у неё поп, у Беломестных казаков – церковь Николая Чудотворца, у неё поп <…>». Документ свидетельствует о том, что в XVII веке Беломестненская церковь была под покровительством Николая Чудотворца, а современный каменный храм является Свято-Троицким.

Среди селян бытует легенда о том, что в одном из приделов Свято-Троицкого храма находится подземный ход. Но до сих пор не было найдено никаких подтверждений. Старожилы говорят, что, возможно, ход существовал в деревянной церкви. И когда храм восстанавливали, жители села расспрашивали строителей о потайном ходе. Но они ничего не обнаружили. Видимо, это просто вымысел…

Судьба храма тяжела. Он, как и жители села, перетерпел многое. Он действовал во время огненных революционных лет, вёл службу в оккупацию и бомбёжки Великой Отечественной войны…

Большой и просторный, он построен из красного кирпича. Известно, что в 1890 году, когда к Свято-Троицкому храму пристраивали приделы Николая Угодника и Тихвинской Божьей матери, односельчане собирали по селу яйца на замес цемента для кладки кирпича. Делалось это для прочности стен. Поэтому сейчас храм напоминает крепость. Разрушенную крепость. На его крыше растёт поросль. А там, где должен золотом сверкать купол, колышется тоненькая берёзка, из последних сил пытаясь устоять перед порывом ветра.

Ситуация не менялась до 2008 года. В судьбу храма вмешались неравнодушные школьники. Им пришла идея возродить сельский храм − местное достояние. Ребята заняли первое место в областном конкурсе социальных проектов. Их работа была посвящена реконструкции здания. Благодаря усилиям Беломестненских учеников, губернатор распорядился о включении Свято-Троицкого храма в перечень объектов, подлежащих реконструкции в рамках областной программы восстановления памятников культуры и архитектуры.

С августа 2008-го до декабря 2009 года здесь кипела работа. Кое-где приходилось строить заново. Перекрывали крышу, выравнивали стены, красили, белили. Ступенька за ступенькой, окошко за окошком – постепенно храм становился краше. Облагораживалась территория, намечались места под клумбы, на которых, с приходом весны, запестреют цветы и будут дарить свой аромат прихожанам. А наверху всё же заблестели золотом купола.

4 декабря Беломестненский Свято-Троицкий храм был торжественно открыт и известил об этом всё село праздничным перезвоном церковных колоколов. Он начал новую жизнь…

Покровская церковь в Тростенце

Реконструкцию с нетерпением ожидает церковь Покрова Пресвятой Богородицы села Тростенец Новооскольского района. Заглянув глубже в её историю, мы обратим внимание на сходство судеб двух храмов. Тростенецкая церковь славится на весь район тем, что при её возведении не было использовано ни одного гвоздя. Невероятно, правда? Давайте об этом по порядку…

Два столетия назад в селе Тростенец недалеко друг от друга стояли две церкви. Почему две? Разрослось село, расцвело. Прихожан было так много, что все не помещались в здании одного храма. Да и службы приходилось служить несколько раз в день. Было принято решение построить ещё один. Однажды, в старой сельской церкви венчали молодых. После обряда свечи остались зажжёнными, что привело к необратимым последствиям – случился пожар, который оставил после себя лишь пепелище. Когда стало понятно, что здание не спасти, люди лили воду на строившийся новый храм: обливали алтарную часть, залезали на крышу и поливали стены – спасали всеми силами и возможностями. На месте сгоревшей церкви поставили часовню (её разобрали в 30-е годы XX века).

Начало строительства нового храма Покрова Пресвятой Богородицы – очень занимательная история. В 1882 году сельские помещики выделили лес, и усилиями местных мужиков и приезжих мастеров была построена новая деревянная трёхпрестольная церковь на кирпичном фундаменте без единого гвоздя! Та поляна, где рубили деревья, называется Церковная. Для поднятия брёвен при строительстве, каждый двор пожертвовал холсты. Местные жители таким образом выражали уважение и почтение храму.

Прочные дубовые стены мастера снаружи обили досками, выкрасили краской кирпичного цвета и расчертили белыми линиями – создали впечатление кирпичной кладки. Заказали колокол. Для него в деревне объявили сбор драгоценных металлов: золота, серебра, меди – кто что может. Активное участие принимали богатые люди, но и бедные тоже старались внести свой вклад. Сельский староста лично из мешка ссыпал пожертвования на переплавку. А зимой 1916 года на лошадях привезли колокол, который так же на холстах поднимали на колокольню. Старожилы говорят, что благодаря ценным металлам колокол имеет особое, красивое звучание.

Нам рассказали очень любопытную и в то же время смешную историю о мудрости одного батюшки. Когда колокол поднимали в колокольное окно, он, без видимых на то причин, не проходил в отверстие. Прилагая недюжинные усилия, мужики не могли поставить его на место. Тогда батюшка говорит:

− Уйдите те, кто изменяет жёнам.

Вокруг воцарилась тишина. Несколько мужиков, на глазах у всей толпы, всё же вышли, выдав себя. Тянут-потянут, как в известной сказке, но колокол стоит на том же месте. Батюшка говорит:

− Отойдите снохачи.

Под всеобщее удивление прилюдно раскаялись и отошли ещё несколько человек. Тогда батюшка говорит:

− Вы там колышек выбейте, а то колокол упирается…

В те времена церковь считалась богатой: она имела два больших колокола и несколько поменьше, множество старинных икон. Купол с крестом возвышался над колокольней на 8 метров. Красная медь, которой были покрыты крест и купол, горела на солнце как позолота. В воскресные дни и праздники над просторами разносился весёлый колокольный перезвон, и все жители села были рады слушать его.

Но наступило страшное время коллективизации. В 1932 году храм подвергся испытаниям: его безжалостно разграбили, сняли и разбили колокол, хотели разрушить. За него заступились селяне вместе с председателем одного из колхозов. Он выкупил храм с условием, что разберёт его на постройку школы и другие хозяйственные нужды. Но не сделал этого, а разместил там кладовую колхоза. Во время Великой Отечественной войны село очень нуждалось в церкви, ведь на фронт ушло много односельчан. Оставшиеся женщины и старики в действующей половине храма молили Бога, чтобы их родные вернулись домой. Из соседних сёл и деревень, где были разрушены церкви, люди несли в Тростенецкий храм иконы, которые сохранили у себя дома. Многие из икон там находятся до сих пор.

Храм имеет свои традиции. Летом, в сильный зной, когда солнце испепеляет посевы, и долгое время не идёт дождь, в церкви служат молебны о погоде. А раньше крестным ходом обходили все границы села, окропляли леса и поля.

Окончательно богослужения в церкви возобновились в 1950-60-х годах и проводятся до наших дней. Сегодня состояние храма плачевное. Он нуждается в серьёзном ремонте: подгнившие брёвна необходимо сменить новыми, укрепить колокольню, заменить кресты на куполах. Со времени постройки церкви оконные блоки не реставрировали, поэтому обновить нужно и их. Отдельного внимания требуют два разбитых колокола, которые непригодны для использования. Недолго осталось ждать жителям села Тростенец обновления Покровской церкви. В ближайшее время она обретёт новый облик, а вместе с ней и село заживёт по-новому!

Невероятно, какие захватывающие истории таят стены церквей! Это не просто здания. Их чтят. Наверное, поэтому они являются достоянием всех времён.

Елизавета Шабалина

Фото предоставлено администрацией с. Беломестное

и библиотекой с. Тростенец

, , minecraft